Карбюраторы |
|||||||||||||||||||
Особенности эксплуатации и обслуживания. |
|||||||||||||||||||
|
Принцип работы, обслуживание и регулировка карбюраторов автомобилей ВАЗ 2101 - 2107, Москвич 2140, ВАЗ 2108 — 21099.
Несмотря на большое количество выпущенных на сегодняшний день автомобилей с впрысковыми моторами, карбюраторные автомобили составляют значительную часть индивидуальных автотранспортных средств, используемых в настоящее время Российскими автолюбителями. В данной статье мы рассмотрим способы диагностики и обслуживания двухкамерных карбюраторов, самых распространённых автомобилей и отметим основные виды неиспраностей и их устранение.
Описываемые неисправности, это неисправности с которыми нам пришлось столкнуться в процессе эксплуатации автомобилей с данными типами карбюраторов, и скорее всего это не все виды неисправностей, с которыми сталкиваются автолюбители при эксплуатации карбюраторных автомобилей.
Следует отметить, что двухкамерные карбюраторы для двигателей ВАЗ 2101 — 2107, очень схожи по устройству, и практически одинаковы по принципу работы с карбюраторами для двигателей а/м Москвич как 1,5 так и 1,7 литра, а также с карбюраторами для двигателей а/м Волга и УАЗ. Карбюраторы для а/м ВАЗ 2108 — 21099, по своему устройству несколько отличаются от вышеупомянутых карбюраторов, и их отличие мы разберём отдельно.
Практически все автолюбители, а особенно водители профессионалы знают, что карбюратор необходим для приготовления топливо-воздушной смеси определённого состава. Параметры и сечения, соответствующих отверстий, жиклёров, распылителей, подобраны таким образом, чтобы на всех режимах работы двигателя, обеспечивался оптимальный состав топливо-воздушной смеси подаваемой в двигатель. Основными причинами неправильной работы карбюратора являются: 1. Естественный износ узлов и деталей карбюратора, изменяющий состав топливо-воздушной смеси. 2. Изменение настроек и регулировок карбюратора, вследствии загрязнения и изменения сечения калиброванных отверстий. 3. Неправильная регулировка, или неисправности возникшие при ремонте или сборке карбюратора.
Современные карбюраторы это довольно сложные устройства, и в связи с этим многие начинающие автолюбители, и даже водители со стажем, просто боятся прикасаться к карбюратору своего автомобиля, чтобы не ухудшить и без того нерадостную ситуацию. Поэтому если у вас есть желание попробовать самим обслуживать свой автомобиль, пробуйте! Ведь управлять автомобилем вы тоже не умели, но научились, и автомобиль свой обслуживать также можно научится.
Самое первое, что необходимо сделать, это разобраться как работает карбюратор, и каковы его основные детали. Всё это можно найти в руководстве по эксплуатации и обслуживанию. Подробно и доступно принцип работы и устройство карбюраторов, описывалось в руководствах к автомобилям выпущенных в СССР. Иллюстрации и чертежи в этих руководствах не цветные, но ошибок и неточностей почти не встречалось. Отметим некоторые моменты, о которых практически не говорится в руководствах по эксплуатации: 1. Карбюраторы автомобилей ВАЗ 2101- 2107, фактически состоят из двух карбюраторов, один из которых работает на холостом ходу и состоит из вакуумного и электровакуумного клапана с воздушными и топливными жиклёрами расчитанными только для работы на холостом ходу. ( на карбюраторах устанавливаемых на ВАЗ 2101 вакуумный и электровакуумный клапаны отсутствовали, а был лишь винт регулировки оборотов холостого хода ) 2. Второй карбюратор, т.е. первая и вторая камеры, начинают работать при открытии дроссельной заслонки, когда нажимается педаль газа ( акселератор ). Обе топливные системы работают независимо друг от друга, однако состав смеси в обеих системах, ( холостого хода и главной дозирующей системе ) зависти от уровня топлива в поплавковой камере. Топливо в систему холостого хода поступает через топливный жиклёр первой камеры. Поэтому при изменении уровня топлива в поплавковой камере, нарушается регулировка обеих систем, а при засорении топливного жиклёра первой камеры работа двигателя прекращается на всех режимах. Изменение уровня топлива в поплавковой камере, приводит к неустойчивой работе двигателя на холостом ходу, и невозможности точно отрегулировать обороты холостого хода. Также наблюдается увеличение расхода топлива при движении в любых режимах. В основном это обусловлено износом запорного игольчатого клапана, (появляется кольцевая канавка на запорной игле) который пропускает топливо в закрытом положении. Неисправность устраняется заменой данного клапана в сборе.
Наиболее частое заблуждение автомобилистов, это попытки увеличить экономичность автомобиля, путём регулировки, винтом качества смеси, в системе холостого хода. Такая регулировка даёт мизерную экономию т. к. влияет лишь на систему холостого хода, и не затрагивает главную дозирующую систему, используемую при движении автомобиля. А вот отключение экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ), даёт увеличение расхода топлива на 0,5 — 1 литр на 100 км. Аналогично отключению (ЭПХХ), соединение вакуумного клапана экономайзера карбюратора, шлангом напрямую к штуцеру впускного коллектора, минуя электромагнитный клапан. В этом случае вакуумный клапан, при движении накатом и отпущенной педали газа, находится в открытом состоянии, подавая топливо в двигатель, в чём нет никакой необходимости.
Система холостого хода карбюратора является самой нестабильной, и поэтому требует регулировки в процессе эксплуатации автомобиля. Обычно периодичность регулировки системы холостого хода составляет, примерно 8000 км пробега автомобиля. Прежде чем начать регулировку системы холостого хода после первых 8000 км, необходимо продуть воздухом элемент воздушного фильтра, а после следующих 8000 км, фильтрующий элемент необходимо заменить, а карбюратор разобрать, и промыть ацетоном, предварительно сняв поплавок, запорный клапан, вакуумный клапан системы холостого хода, вывернув все топливные и воздушные жиклёры, распылители топлива, винт регулировки состава смеси на холостом ходу. Все снятые детали кроме вакуумного клапана, поплавка, а также запорного клапана с резиновым наконечником, необходимо замочить в ацетоне, затем прочистить деревянной палочкой отверстия в жиклёрах, продуть сжатым воздухом. Карбюратор моют ацетоном узкой малярной кисточкой, т. к. нагар и смолистые отложения образующиеся на внутренних стенках карбюратора не растворяются в бензине, при отсутствии ацетона, возможно применение номерных растворителей (646; 647; 650). При удалении нагара образовавшегося на внутренних поверхностях карбюратора, нельзя применять разного рода скребки, ножи, отвёртки и др. металлические предметы. Риски и царапины наносимые такими предметами при чистке карбюратора, вызывают усиление отложения нагара впоследствии. В таких случаях применяют деревянные палочки и лопатки, а нагар размачивают керосином.
Обслуживание и регулировка разных моделей карбюраторов имеет свои особенности, имеют такие особенности и карбюраторы для автомобилей ВАЗ 2101-2107 и Москвич 412 (карбюратор ДААЗ-2140).
1. Износ запорного клапана.
Проявляется эта неисправность ввиде неустойчивой работы двигателя автомобиля на холостом ходу, медленном снижении оборотов холостого хода двигателя, до полной его остановки, а также невозможность установить, стабильно устойчивые обороты холостого хода. Основная причина такой нестабильной работы, довольно часто кроется в неплотном закрытии изношенного запорного игольчатого клапана при достижении установленного уровня топлива в карбюраторе. Игольчатый запорный клапан (седло и игла) На режимах работы двигателя с частичным или полным открытием дроссельных заслонок, эта неисправность не проявляется, так как имеет место довольно большой расход топлива, полностью перекрывающий незначительное поступление топлива через изношенный запорный клапан. Поэтому уровень топлива в поплавковой камере на рабочих режимах поддерживается оптимальным. Ситуация изменяется с переходом на режим холостого хода. Теперь расход топлива уменьшается настолько, что уровень топлива в поплавковой камере из-за пропускания запорного клапана начинает повышатся, и скорость повышения уровня зависит как от износа запорного клапана, так и от состояния и исправности топливного насоса. Кольцевая канавка износа на запорной игле Выявляется неплотность запорного клапана следующим образом. Прогретому двигателю автомобиля дают поработать около минуты с частотой вращения примерно 2000 оборотов, для установления оптимального уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, затем переходят на режим холостого хода, и как можно быстрее устанавливают оптимальные обороты двигателя. Вновь дают поработать двигателю с частотой вращения 2000 оборотов, и вновь переходят на холостой ход. Наблюдаем за работой мотора, если двигатель начал снижать обороты, вновь поднимаем обороты до 2000 и снижаем до холостого хода. Временное восстановление оборотов холостого хода, с дальнейшим их снижением и остановкой двигателя, скорее всего говорит о постепенном повышении уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, вследствии износа игольчатого запорного клапана. Постепенное повышение уровня топлива приводит к изменению состава смеси подаваемой в двигатель,(обогащение) что вызывает падение оборотов холостого хода, а дальнейшее обогашение к остановке двигателя. Устраняется неисправность заменой запорного клапана в сборе. Притирка, выравнивание и другие способы восстановления герметичности, в условиях гаража малоэффективны, и очень часто дают лишь временный или отрицательный эффект. Оптимальный вариант замены, клапан с резиновым наконечником, при условии, что изделие качественное, и изготовленно не гаражным кооперативом. Также при покупке ремонтного игольчатого клапана в сборе с седлом для описываемых карбюраторов, следует обратить внимание на точность изготовления сопрягаемых деталей. Игольчатый клапан должен свободно и без заеданий перемещаться в седле, но в то-же время осевой люфт клапана в седле должен полностью отсутствовать, иначе такая замена будет носить временный характер, а при большом осевом люфте клапана, работа двигателя возможно даже ухудшится.
2. Вторая особенность карбюраторов такой конструкции — это нарушение работы системы вентиляции картера двигателя на оборотах холостого хода.
На рабочих режимах вентиляция осуществляется путём отбора газов поступивших в картер двигателя, с последующей подачей их в цилиндры через корпус воздушного фильтра. Однако в режиме холостого хода, при полностью закрытых дроссельных заслонках, вентиляция картера осуществляется через золотниковое устройство расположенное в корпусе дроссельных заслонок и выполненное ввиде обводного канала вокруг оси дроссельной заслонки первой камеры. Диаметр перепускного отверстия этого устройства около 1 мм. Поэтому при недостаточном обслуживании карбюратора автомобиля (периодическая чистка и промывка ацетоном), применении моторных масел низкого качества, примерно к 50000 км., пробега автомобиля, нагаром забивается не только отверстие золотникового устройства карбюратора, но и все подводящие каналы в средней части карбюратора, а так-же иногда и сам шланг вентиляции картера малого диаметра. Замечено, что засорение золотникового устройства, так-же отражается на устойчивости работы двигателя, на оборотах холостого хода. В целях профилактики, рекомендуем периодически, через примерно 35000- 40000 км., пробега, производить полную разборку карбюратора, с тщательной промывкой ацетоном всех его частей, и чисткой и продувкой сжатым воздухом, всех его каналов. Карбюраторы а/м ВАЗ 2108 – 2109 Карбюраторы данного семейства, изготавливаются на основе карбюратора ВАЗ – 2108 – 1107010 конструкции фирмы «Солекс», и отличаются между собой параметрами дозирующих систем и диаметрами диффузоров подобранными под соответствующий объём двигателя. Обслуживание данного карбюратора, мало отличается от обслуживания карбюраторов описанных выше. О замене устаревших карбюраторов на подержанных автомобилях. Довольно часто автолюбители, на автомобилях со значительным пробегом устанавливают более новые версии карбюраторов.
Всего в бывшем Советском, а затем и в Российском автопроме, на карбюраторы устанавливались один из двух блоков ЭПХХ.
Все карбюраторы (ДААЗ – 2105; 2107 и ДААЗ – 2108; 21083) в системе ЭПХХ, имеют установленный электромагнитный клапан, перекрывающий подачу топлива в систему холостого хода, при движении накатом при полностью отпущенной педали газа. Электрическая схема блока ЭПХХ с четырёхконтактным блоком управления.
Для полного представления работы системы ЭПХХ, кратко опишем принцип работы данной системы. При замене родного карбюратора на двигателях многих автомобилей на карбюратор семейства ДААЗ 2108 – 21083, а так-же ДААЗ 2105 - 2107, довольно часто встаёт вопрос о том, нужно ли подключать к карбюратору имеющуюся систему ЭПХХ, и если таковой не было предусмотрено заводом, нужно ли устанавливать данную систему. Данную схему, рекомендуется использовать и при установке карбюраторов ДААЗ 21083 и им подобных, на двигатели автомобилей других марок, в частности на карбюраторные двигатели а/м Газель с 402 двигателем. Схемы опубликую чуть позже.
|
|
|||||||||||||||||